Двигатели, работающие на разных видах топлива, отличаются по конструкции и характеристикам. Между ними есть множество различий. По оборотам: дизельные моторы раскручиваются до 4000 об/мин, для бензиновых этот предел составляет 6000–6500 об/мин. По конструкции: в дизелях используются свечи накала, а в ДВС, работающих на бензине – свечи зажигания. В первых используются топливные насосы высокого давления, во вторых – обычные бензонасосы. Учитывая эти и другие различия, у многих автомобилистов формируется вполне закономерное мнение: если моторы отличаются по конструкции и рабочим параметрам, то должны отличаться и по типу используемого масла. Насколько существенна разница между смазочными материалами для моторов, которые работают на разном топливе – предлагаем разобраться в вопросе.
Вязкость и тип основы
По этим параметрам дизельные и бензиновые масла абсолютно не отличаются. И те, и другие могут производиться на минеральных, полусинтетических и синтетических основах. Аналогично с вязкостью: и в дизельных агрегатах, и в бензиновых могут применяться смазочные жидкости любого класса, от низковязких 0W-16 и 0W-20 до густых 15W-50 и 20W-60. Выбор вязкости зависит не от типа двигателя и используемого топлива, а от конструктивных особенностей ДВС и требований завода-производителя.
Содержание присадок в разных типах масел
Если базовые компоненты одинаковы в обоих видах смазочных жидкостей, то по составу химических добавок они заметно отличаются. Дизельные моторы при сжигании солярки выделяют больше серы, которая попадает в картер и частично окисляет автомасло. Соответственно, смазывающие жидкости для дизелей должны содержать больше моющих и антиокислительных присадок, чтобы не допустить чрезмерного загрязнения мотора серными окислами.
В бензиновых ДВС эти процессы происходят менее интенсивно. В таких моторах образуется меньше сторонних веществ при сжигании бензина. Поэтому к моющим свойствам масел для бензиновых моторов не предъявляются такие требования, как для дизельных. Соответственно, в них добавляют меньше антиокислительных и чистящих присадок.
Можно ли заливать масло Diesel в бензиновый мотор
Разобравшись в основных отличиях по химическому составу моторных масел, можно легко понять суть их взаимозаменяемости в бензиновых моторах и дизелях:
Если автомасло подходит для дизельного ДВС, то в его составе априори имеется больше моющих компонентов. Эти вещества никак не навредят бензиновому мотору – наоборот, увеличенное содержание чистящих присадок пойдет ему на пользу.
Если масло предназначено для бензинового двигателя и не имеет допусков к использованию в дизельных ДВС, это значит, что при прочих равных оно обладает более низкими моющими свойствами. Если залить его в дизель, мотор будет интенсивнее загрязняться. Соответственно, сократится его ресурс, а капремонт потребуется раньше, чем при использовании подходящего масла.
Как отличить масла для бензиновых и дизельных двигателей
Стоит сразу отметить: чисто дизельных масел не существует. Выпускаются смазочные материалы двух типов: первый – только для бензиновых ДВС, второй – для обоих видов двигателей. Надпись «Diesel» на канистре не означает, что материал предназначен исключительно для дизельных автомобилей. Такие масла имеют комбинированную маркировку: например, API SL/CI и ACEA A1/B1. В этом примере SL и A1 говорит о совместимости с бензиновыми авто, а CI и B1 – с дизелями. Найти в продаже автомасло только с дизельными допусками (например, API CF и ACEA B3) практически невозможно. Если такое встречается, то это исключительно маркетинговый ход.
Отличить бензиновое масло от дизельного легко. Нужно присмотреться к вышеупомянутым маркировкам API и ACEA на канистре. Допуски API, которые начинаются с буквы «S», применяются к маслам для бензиновых агрегатов (SG, SJ, SH, SL, SM, SN, SP). Аналогично – спецификации ACEA, начинающиеся с буквы «A» (например, A3/B3).
Совместимость масла с дизельными моторами можно определить по допускам API с буквой «C». Примеры: API SJ/CI, SN/CF, SN/CF-4. По маркировке ACEA автомасла для дизелей начинаются с литер «B» (для модификаций без сажевых фильтров) и «C» (с сажевыми фильтрами). Примеры: ACEA C2, C3, A5/B5.